Мозг, пожалуй, самый загадочный орган человека. Память так же воспринимается, как нечто загадочное и не понятное. Для обычного человека специальные термины воспринимаются негативно, поэтому постараюсь объяснить как можно проще. Организм человека состоит из набора клеток. Каждая из них отвечает за определенный физиологический или химический процесс. Процесс запоминания происходит путем передачи импульса от одной клетки к другой, по цепочке. В итоге появляются устойчивая связь. Она может быть нарушена влиянием внешних факторов или блокирование поступления информации. К тому же не использующаяся долгое время информация «освобождает» место для новой, необходимой для дальнейшего благополучного существования организма.
Виды памяти и ее особенности.
- Первое, что стоит отметить, распределение памяти на кратковременную и долговременную. В качестве примера. Вы говорите ребенку, что сегодня в 10 часов ему нужно совершить определенное действие, например — выключить свет. Это действие он должен совершить именно сегодня и только один раз. Вот именно сегодня Вы это действие произвести не можете. Ребенок запомнил, свет выключил. Все хорошо. Завтра он об этом забыл. Это кратковременная память. Мозг запоминает то, что необходимо выполнить в течение определенного времени. Если же нужно выключать свет ежедневно, в течение жизни включается долговременная память. Здесь скорее включаются условные рефлексы.
- Произвольная память заключается в том, что ребенок запоминает то, что многократно повторяется и на этом акцентируется его внимание. Непроизвольная память включается спонтанно, обычно в результате какого-то яркого события в жизни ребенка.
Произвольная память образуется в результате повторения и применения определенных усилий. Однако это не исключает использование определенных приемов со стороны воспитателей, что бы сделать этот процесс интересным для ребенка.
Непроизвольно запоминается, то, что наиболее интересно и близко. Это можно проиллюстрировать простым примером: одно из первых слов после «мама» и «папа» появляется слово «дай». Это не потребительское отношение к родителям, просто таким образом, маленький человек пытается показать что ему необходимо кушать или пить. Повторяя «Давай кушать», родители непроизвольно вносят в сознание детей положительную реакцию на принятие пищи и происходит это очень быстро.
Память делится на непосредственную и опосредованную. Непосредственная память основывается на запоминании материала без его осмысления. Например, представьте себе предмет, который Вам показали и назвали его «АПАШПРАЩ». Никакой логике название не поддается (если честно просто потыкала в клавиатуру, нет такого слова). Запомнить такие вещи можно только «зубрежкой».
Опосредованная память заключает в себе ОСМЫСЛЕННЫЙ результат запоминания. То есть слово « иди» подразумевает определенное действие, которое Вы должны показать ребенку.
Так же как нет двух одинаковых людей, так и память бывает разной. Пожалуй, основной особенностью является деление на следующие типы:
- зрительную;
- слуховую;
- моторную;
- ассоциативную.
Зрительная память преобладает тогда, когда Ваш ребенок хорошо запоминает то, что увидел своими глазами. Предположим, информацию в учебнике запоминает примерно так: на странице под номером десять, третий абзац сверху, рядом с такой – то картинкой. Такие дети обычно отлично ориентируются на местности и хорошо запоминают, где взять необходимую информацию. Так же довольно хорошо запоминают лица, которые видели в своей жизни.
Слуховой памятью обладают дети, которые хорошо воспринимаю устную речь. Они сразу запоминают прочитанный текст, указания родителей данные в устной форме.
Детишкам, с преобладанием моторной памятью необходимо все потрогать, ощупать.
Наиболее творческие личности имеют ассоциативную форму памяти. Окружающий мир они воспринимают в сравнении с уже известными им предметами. Например, что бы объяснить им: что такое хобот слона, можно объяснить, что он похож на шланг пылесоса, или что кран похож на шею жирафа. В данном случае Ваша фантазия должна соответствовать запросам ребенка и его знаниям о мире.
Как проходит процесс запоминания.
В зависимости от типа памяти, механизм восприятия меняется. Как уже было сказано, процесс запоминания зависит от взаимодействия нейронов головного мозга на уровне передачи импульсов друг другу. Терминология кажется сложной только на первый взгляд. Представьте себе связку бусинок, в основе которой располагается одна, главная бусина. Когда одна из многих получает толчок, по инерции ее колебание передается соседней и далее по цепочке, пока не дойдет до главной. На таком принципе взаимосвязи основаны не только запоминание, но и все рефлексы. Поэтому так важно здоровье ребенка. Чем быстрее проходят импульсы, тем быстрее он соображает.
Чем чаще происходит повторение взаимосвязи раздражитель – реакция тем на более долгое время сохраняется запоминание. Если раздражитель является жизненно значимым, тем быстрее вырабатывается рефлекс. Один раз обжегшийся о горячую кастрюлю ребенок надолго запомнит это ощущение и в дальнейшем будет осторожней.
С какого возраста нужно развивать память ребенка.
Еще до рождения. Организмы матери и ребенка тесно связаны с самого момента зачатия. Книги, которые Вы читаете, музыка которую Вы слушаете, эмоции которые переживаете, все это Ваш еще не рожденный ребенок воспринимает на уровне подсознания. Поэтому старайтесь читать вслух сказки, детские стихи, петь колыбельные песенки. Вы очень удивитесь, но, на те из них, которые он «услышал» еще в вашем животе, будет реагировать лучше.
После рождения ребенка общение с матерью должно строится не только на процессе кормления и ухода, но и постоянном общении. Чем чаще и больше Вы будете разговаривать с младенцем, объясняя свои действия и показывая различные предметы, называя их, тем быстрее Ваше чадо их ЗАПОМНИТ. Старайтесь не искажать звучание слов. Собака – это не «гав-гав», кушать – не «ням-ням» и так далее. Пусть ребенок запоминает слова и соотносит их с предметами и действиями, так как он будет воспринимать их во взрослой жизни.
Чем старше становится ребенок, тем больше становится его потребность в информации и общении. Для ребенка старше двух лет развитие памяти становится просто необходимым компонентом. Это самый активный период в развитии ребенка. Потребность в познании нового становится жизненно необходимой. Для того, чтобы стимулировать развитие памяти , а так же для интеллектуального развития необходимо читать книги. Использовать развивающие игры.
В возрасте 2-3 лет ребенок может запоминать буквы и цифры. Запоминание их должно проходить без насилия, в игровой манере. Старайтесь использовать ассоциативный способ запоминания. Он наиболее соответствует возрастным потребностям ребенка. Для примера цифра 2 –похожа не лебедя, 1 – на палку и так далее, все зависит от Вашей фантазии и интереса ребенка. Постарайтесь заинтересовать свое чадо.
Чем старше становится ребенок, тем более ему необходимо внимание взрослых. Запоминание действий, необходимых в дальнейшей, самостоятельной жизни позволит мозгу развиваться нормально. Если Вы считаете нормой собирать игрушки, разбросанные Вашим ребенком, складывать его вещи, то приготовьтесь к тому, что в его памяти останется: мама или папа сделает все за него. Кроме всего прочего вступает в действие моторная память. Текстура материала, ткань дерево, пластик, позволяет ему запомнить не только ощущения, но и название предметов, которые Вы называете.
В 5 -6 лет ребенок нуждается в активном познании мира. Его мозг, как губка впитывает все нужные (иногда не очень нужные) знания. Его память работает в полную силу. Именно в это время нужно заниматься ее развитием.
С 7 лет, когда ребенок начинает посещать школу, очень часто родители перекладывают свои обязанности по улучшению памяти ребенка на образовательные учреждения и на учителей.
Важно! Если Вы хотите, что бы чадо было адекватным и соответствовало Вашим представлениям о правильном и не правильном – доводите до его сознания важнейшие правила и постарайтесь, что бы он их запомнил. Лучше всего это сделать на личном примере.
Чтобы развивать память в этом возрасте, необходимы определенные условия. Первое – понять интересы ребенка. Запоем читающий книги о любви (детективы и далее по списку ) человек, редко становится хорошим бухгалтером. Обратите внимание на склонность Вашего ребенка к определенной деятельности. Улучшение памяти необходимо проводить именно в том направлении, которое ему потребуется в дальнейшей жизни и профессии.
Игры для развития памяти.
Не важно, год ребенку или десять лет, он все равно остается ребенком. Игровая форма запоминания и тренировки – наиболее благоприятна. Она позволяет совместить процесс обучения с интересным препровождением времени и общением с родителями.
Игры на развитие памяти напрямую связаны с тренировкой внимания. Игры можно придумать разные, но для примера возьмем некоторые из них.
1. Угадай, что пропало.
Разложите на столе несколько предметов. В зависимости от возраста ребенка их количество может быть разным. Название их должно быть хорошо известно ребенку. Попросите его отвернуться и уберите один из них. Затем пусть ребенок вспомнит «потеряшку».
2. Запомни слово.
Попробуйте эту игру. Говорите какое- нибудь слово ну «слон» например. Через определенно количество времени (временной интервал постепенно увеличивается) спросите в неожиданной обстановке, какое слово вы задумали.
3. Описалки.
Возьмите хорошо знакомую игрушку и спрячьте е, затем попросите ребенка подробно ее описать (какого цвета глаза, например). Чем больше подробностей вспомнит ребенок, тем лучше.
4. Кто за кем.
Расставьте игрушки в определенном порядке. Кукла, мишка, рыбка и т. д. Потом перемешайте и попросите ребенка восстановить прежнюю последовательность. Можно дополнительно ввести усложнения, расставлять их в порядке возрастания или убывания размера, или в алфавитном порядке. Это позволит заодно развивать логическое мышление, если ребенок сможет объяснить почему они так стояли. Возможно — его рассуждения очень удивят.
5. Угадайка.
Прочитайте ребенку отдельный фрагмент из книги. Через некоторое время попросите пересказать его. Дополнительно можно спросить, какие события произойдут с героями в дальнейшем. Этим Вы развиваете творческие способности.
6. Алгоритм.
Определите время, начиная от десяти минут. Пусть ребенок делает что хочет. По истечении этого времени он должен описать, что и в какой последовательности он делал. Например: встал, оделся, почистил зубы и так далее. Чем точнее будет «отчет», тем лучше.
Заключение.
Развитие памяти – непременное условие успехов ребенка в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. Заниматься с ребенком нужно регулярно и не делать из этого «уроки». Старайтесь заинтересовать, а не навязывать . Попытайтесь включить в процесс всех членов семьи. Помните, чем раньше начато обучение, тем лучше.
Существуют центры по развитию памяти. Ознакомьтесь с отзывами, если они положительные, доверьте развитие своего ребенка профессионалам. Деньги, потраченные на занятия, вернуться к Вам в дальнейшем , хотя бы в виде морального удовлетворения успешной жизнью ребенка.
Источник: