Wolfenstein 3D. Как много в этом слове? В этом, пожалуй даже, словосочетании. Таком знакомом и теплом, известном до самых косточек, но до сих пор местами полном загадок и тайн. Игра, выпущенная в 1992 году на MS тогда еще DOS, открывшая по сути жанр FPS (First Person Shooter). Да, до нее были Hovertank и Catacombs 3-D (выпущенные компанией Softdisk, в которой выросли основатели iD), являющиеся первенцами жанра FPS. Но только гипер-популярной Wolfenstein 3D удалось закрепить за собой материнство. Игра была портирована на нереально большое количество платформ и получила действительно мировое признание.
Однако вернемся к самому началу, к истокам, так сказать. Задумка сделать подобную игру возникла не на пустом месте. Оригинальная Wolfenstein 3D была создана по мотивам двух основательно потрясших воображение сотрудников ID Software игр, принадлежавших перу Muse Software и вышедших в не столь тогда далеких восьмидесятых. Конечно же это “Castle Wofenstein” и “Beyond Castle Wolfenstein”.
“Castle Wofenstein” и “Beyond Castle Wolfenstein”
Первый эпизод Wolfenstein 3D можно было пройти бесплатно, за остальные два, составляющие оригинальную трилогию, требовалось заплатить. Игра стала одной из первых, распространяемых по принципу Shareware, и имела не только огромный успех, но и не меньшие кассовые сборы. Которые впоследствии вдохновили авторов на создание второй части, что получила название “The Noctural Missions”.
Это сейчас Wolfenstein 3D доступна в эмуляторе практически на любом современном телефоне, а тогда, в 1992, она считалась действительно верхом совершенства, идеалом человеческой мысли, облеченной в единицы и нолики. Спрайтовая (в усовершенствованном виде примененная чуть позднее в Doom и Duke Nukem 3D) псевдотрехмерная графика, замечательнейший цифровой звук, потрясающий геймплей и, конечно же, игровой движок. Последний был создан под впечатлением от игры “Ultima Underworld: The Stygian Abyss”, вышедшей за год до “Вульфа”.
Ultima Underworld: The Stygian Abyss
Еще до начала работы над Wolfenstein 3D Джон Кармак, программист iD, сказал что сможет создать более быстрый и плавный движок, нежели тот, что использует Ultima. И это ему действительно удалось, не даром его “нацистское рубилово” считается классикой жанра. Да, новая основа утратила возможность изменения уровня пола, свет, водные преграды, но движок оказался действительно быстрее. Тем более данная “урезка” не интересна потому что впоследствии, с выходом Doom, все эти лишения были возмещены сполна.
Wolfenstein 3D Classic на iPhone OS
Официально игра была портирована на SNES, Atari Jaguar, Mac OS, Apple IIGS, Acorn Archimedes, GameBoy Advance, Play Station 3 и XBOX 360 (почитать кое-что по истории игровых консолей можно здесь и здесь). Последний официальный порт состоялся на iPhone OS [iTunes link]. Игра, побывав в первой десятке, долгое время не уходила из сотни платных. Сейчас iD работают над новой версией Doom, которая должна зародить новую эру игр для мобильников так же, как Wolfenstein 3D сделала это почти двадцать лет назад по отношению к персональным компьютерам.
Источник: