Консоль? Консоль!

Недавний рассказ об игровых консолях, как многие успели заметить, еще не завершен. В своей истории я поведал о приставках, но абсолютно не затронул самостоятельные портативные игровые консоли, не требующие ничего кроме зарядки да еще, возможно, шнурка к компьютеру и наушников иногда.

Затронем, пожалуй, теперь их историю, имеющую гораздо большее отношение к Apple`s iPhone. Да, есть бесконечное количество шнуров для подключения к телевизору хоть Playstation Portable, хоть наших чудесных телефонов, что делает их достойными великого звания «приставка», но имеется и собственный экран.

Первой портативной игровой консолью со сменными картриджами стала Microvision, появившаяся на свет в далеком 1979 году. Ноябрь ознаменовался появлением замечательной новинки благодаря компании Milton Bradley Co. и, в первую очередь, инженеру Джею Смиту. Сменные картриджи, портативность и правильное продвижение позволили компании в первый же год собрать порядка восьми миллионов долларов с этого проекта. Но небольшое количество игр, очень маленький экран и дыры в клиентском сопровождении не просто портили ситуацию, а привели к закрытию проекта в 1981 году.

Также к отказу от продолжения продаж привели три основные проблемы, неустанно преследовавшие пользователей – коррозия экрана; ненадежные кнопки; высокая восприимчивость консоли к статическому электричеству. Да, экраны тридцать лет назад были не такие надежные и буквально гнили, кнопки разлетались в куски от вполне аккуратного, обычного обращения, полимерные сплавы были не на высоте, а о защите от статики вообще говорить нечего. Человеку хоть бы что, а микропроцессоры от пары вольт с ума сходили.

В 1980 году на смену несовершенной Microvision приходит Game&Watch. «Made by Nintendo», и этим все сказано. Консоль не имела сменных картриджей, зато выпускалась в огромном количестве вариантов. Тем более, была решена проблема статического электричества. Кроме игры, была возможность в любой момент элементарно посмотреть время и установить будильник. Работало это чудо на батарейках «таблетках», причем довольно долго, даже не смотря на частые игры.

Game&Watch стали настолько популярными, что многие компании начали всерьез рассматривать их в качестве платформы для реализации своих проектов – Star Wars от Tiger Electronics, например. Разработчики бросали приставки и уходили на портативную консоль, сулившую весьма нескромные и регулярные прибыли, с большой радостью. Каждая модель обладала всего одной игрой, а продавалась с такой же легкостью, что и картридж на Atari 2600, хоть и стоила заметно дороже последнего. Выгода очевидна.

В Game&Watch был впервые применен «леворучный» манипулятор. Здесь Nintendo не просто оказались впереди планеты всей, но переучили и приручили всех игроков на века. «Леворучный» принцип заключался в том, что навигационное перекрестье располагалось слева, а кнопки действия – справа. Это нововведение позже было успешно использовано при разработке NES.

В Советском Союзе, в середине восьмидесятых, выпускались клоны Game&Watch – многим известные и памятные «Ну, погоди», «Охота на уток», «Тайны океана» и другие.

Немало игр Game&Watch было портировано на другие, новые, более совершенные консоли, иные получили высокий статус успешных игровых сериалов и живы до сих пор. Но больше всего игр было перенесено разработчиками на GameBoy, выпущенным в 1988 году и ставшим логичным развитием портативной игровой отрасли, если позволите.

Читайте также  App Store Athletics. Нас не догонят!

Не встав первыми, первыми Nintendo, все-таки стали. Не смотря на то, что картриджи и портативные консоли в прошлом уже дружили, именно GameBoy (GB) считают первым в мире портативным игровым устройством. Очень странно, но не нам судить. В защиту этой точки зрения могу сказать лишь то, что экран у GB не гнил, кнопки не отлетали, статике был не подвержен, прямо как истинный ариец, характер нордический.

Весьма высокая популярность вполне заслужена – экран хоть и был черно-белым, но в десять раз превосходил Microvision по разрешению, 160х144 пикселя, четырехканальный стереозвук, отличная цена, не в пример цветной Sega Game Gear (SGG), непосредственному конкуренту. Хоть это и очень странно, но черно-белая консоль весьма успешно конкурировала с гораздо выше стоящей на технологической лестнице цветной, красивой и замечательной SGG. Кроме цены важным фактором выступал набор игр, доступных к одной и к другой особе.

Nintendo не давали никаких шансов конкурентам и каждый раз, когда падали продажи, выпускали новую модификацию GameBoy. Начав с уменьшения габаритов, закончили, естественно, повышением производительности и, как следствие, увеличением привлекательности игр.

GameBoy стала первой консолью, позволявшей играть по сети. Для соединения двух устройств требовался специальный шнур. Разъем для совместной игры также мог быть использован для присоединения принтера GameBoy. Но что же конкуренты?

Game Gear стала ответом Sega на GameBoy от Nintendo. Работа над ней стартовала в 1989, спустя почти год после релиза «чудка на картриджах», что весьма удивительно. Работы велись под кодовым названием «Project Mercury» (из глубин памяти сразу всплывает «Sega Saturn», кто же так увлекается астрономией?). Система была презентована 6 октября 1990 года в Японии, в 91-м пришла в Северную Америку, Европу и Бразилию, а в 1992 стала официально поставляться в Австралию. Цена на новинку составила $150, официальная поддержка была прекращена в 1997.

Game Gear была создана на основе Master System, восьмибитной игровой приставки от Sega. Фактически это был портативный клон с меньшим разрешением экрана, но большей его цветностью. Также GG отличал стереозвук, доступный при использовании наушников. Ввиду схожести в архитектуре двух консолей от Sega, естественно было нетрудно портировать игры.

Говорить о различных модификациях практически нечего. Единственное изменение, которому подвергалась консоль – это цвет корпуса. В 1993 году была выпущена «World Series Baseball», в 1994 – «Coca-Cola», чуть позже увидела свет детская редакция, также отличавшаяся только цветом, далее многие другие. Очень напоминает сегодняшнюю политику Sony в отношении PSP, регулярно выпускающих разноцветные модификации своего ручного детища и комплектуя коробки различными играми, при этом, не внося в саму консоль качественных изменений.

Всего для Sega Game Gear было выпущено около 300 игр, цена на них составляла от $25 до $30. Немало, учитывая стоимость картриджей портативной Nintendo. Стандартная комплектация содержала игру Columns, аналог Tetris`а, ставшего спутником GameBoy. В отличие от Nintendo, Sega не ставили региональную защиту на свои картриджи, таким образом, поддерживая черный импорт. Да и какая, собственно, разница, в каком конце мира человек купит консоль, и где потом будет приобретать картриджи, если цена везде едина?

Читайте также  Где взять iPhone 3GS, в то время как в России его по-прежнему нет?

Вместе с высокой стоимостью картриджей, Game Gear отличалась от GameBoy и высокой стоимостью самой консоли – $150 против $110. Также Sega имела проблемы с временем работы в режиме игры (всего пять часов) и никак, конечно, не функционировала без шести батарей типа AA, что делало ее чрезвычайно тяжелой. В связи со всем этим, ближайшим конкурентом Sega были даже не Nintendo с их GameBoy, остававшиеся недосягаемыми, а Lynx от Atari, имевшая практически те же минусы – недолгий заряд батарей, дороговизну и недостаток сторонних разработчиков, способных поверить в перспективы и светлое будущее консоли.

Atari Lynx была презентована в 1989 году. Это была и есть первая в мире портативная консоль с цветным экраном. Все в ней было замечательно – звук, графика, технические возможности, не накладывавшие никаких ограничений на разработчиков. Выйдя одновременно с черно-белой GameBoy в 1989 она даже опередила свое время, может в этом и кроется основная причина малой популярности? Хотя, до сих пор можно найти небольшие группы разрабочиков-энтузиастов, которым эта консоль особо полюбилась.

Возможность изменения системы управления с «праворучной» на «леворучную», игра по сети до 18 человек с использованием системы «ComLynx», псевдо-3D графика, революционная возможность зуммирования, космическая подсветка, казалось бы, что еще нужно геймерам? Да кто их поймет?

Lynx не была первой портативной консолью от Atari. Еще до нее была Atari Inc`s handheld electronic game Touch Me. Также велись работы над «ручными» Breakout, Space Invaders, Cosmos и Atlantis, но все проекты были закрыты на стадии разработки. Фактически Lynx была разработана компанией Epyx и называлась гораздо проще – Handy Game, работы над которой начались в 1986. Стопроцентная готовность была достигнута всего лишь через год, и новинка была представлена на зимней Consumer Electronics Show (CES). Консоль вышла под маркой Atari только из-за финансовых трудностей, которые в то время испытывали, измотанные долгой разработкой, Epyx. Ничего не напоминает? Что? История повторяется?

Lynx была запущена в США по цене $189,95, и на летней CES 1989-го привлекла огромное количество посетителей на стенд Atari. В консоли были заменены динамик и джойстик, больше специалисты компании-перекупщика не коснулись ровным счетом ничего. На той же CES был представлен и Nintendo`s GameBoy, стоивший почти в два раза дешевле и готовый к массовым продажам, в отличие от Lynx, имевшей ограниченный тираж.

Дела у Atari шли не очень хорошо из-за отсутствия не то чтобы, качественных управленцев, а просто хоть каких-то. О, эта вечная кадровая проблема компании, растущая из не проходящего жлобства, извините, топов… Вытерпев полтора года потерь и убытков, Atari перевыпускают Lynx в обновленной упаковке, старые, наверное, на складах погнили. Также были внесены небольшие, не особо качественные, изменения в «железную» часть. Новая комплектация, исключавшая наличие любых аксессуаров, получила новую цену – $99, что было дешевле даже, чем GameBoy, но все равно как-то не пошло, и Nintendo остались лидерами на рынке портативных консолей.

А с появлением Sega Game Gear в 1991, Lynx подвинулась на третье место. Причиной послужили игры, которые Sega заботливо предлагала к своей новинке. Здесь свою отрицательную роль сыграла недавняя политика Atari относительно сторонних разработчиков – рассорившись со всеми еще во времена 2600, Atari теперь сложно было собрать достойные команды, способные реализовывать самые смелые проекты на Lynx. Таким образом, в 1994 году Atari официально прекратили свои притязания на пирог с ценником «портативные консоли», но история Lynx здесь не кончается. В прошлом году Atari были отмечены на «59th Annual Technology & Engineering Emmy Awards» наградой за новаторство в разработке портативных консолей. Причиной, естественно, стала первая в мире цветная ручная радость – Lynx.

Читайте также  Обзор прошивки iPhone FW 2.0 build 5A240D

Таким образом, никто так и не смог в девяностых потеснить Nintendo с их бессмертным бруском GameBoy, которые и сейчас можно увидеть в детских руках где-нибудь на улице. Как правило, мама держит ребенка, чуть ли не на поводке, а дитя знай себе жмет на кнопки, высунув язык от высокого сосредоточения на процессе свержения очередного босса.

Ситуация стала меняться лишь в конце 2003 года с выходом Nokia N-Gage. Специалисты компании, насмотревшись на успех Java игр и, только выпустив в свет свою новую платформу, Series 60, решили создать нечто качественно новое, способное не просто звонить, а заодно и взорвать рынок игровых консолей. Но главная причина, конечно, уходила корнями в прошлое тысячелетие, когда в конце девяностых многие владельцы мобильных телефонов были вынуждены дополнительно таскать с собой свои консоли, и новинка от Nokia фактически впервые объединила эти два устройства.

Внутренне телефон был практически полной копией Nokia 3650. Помните, с круглой, оригинальной такой клавиатурой? Операционной системой служила Symbian OS 6.1, то есть реально была возможность не только играть, но и пользоваться всеми благами смартфона, который всего лишь пять лет назад считался большой диковинкой.

Игры продавались на MMC-картах, в аккуратных пластиковых холдерах, которые, в свою очередь, были помещены в красиво оформленные коробочки. На самой карте памяти тоже была красивая наклеечка, все как положено. Вследствие того, что N-Gage работала на той же операционной системе, что и другие смартфоны от Nokia, на последних игры запускались так же радостно, как и приложения под Symbian на «игрофоне».

И снова эта проблема – нехватка качественных игр. Мало просто запустить консоль, нужно еще договориться с мировыми разработчиками, способными продать действительно Имена. Да еще и вполне ожидаемое возвращение классических портативных консолей – PSP и NintendoDS… Наступил ноябрь 2006, и Nokia выпустила последнюю игру под N-Gage – Payload. Серьезно подвинув GameBoy, Nokia ушла. На этом в недолгой истории новаторского симбиоза можно поставить точку.

Заканчивая сие повествование, перечитал его не раз. Как-то грустно, что ли, стало на душе. Ведь подумать только – тридцать лет портативных консолей и только один более-менее радостный представитель, GameBoy, просуществовавший, точнее, нет, проживший, наверное, ровно половину от общего времени существования класса. Единственный, дышавший полной грудью и радостно давивший конкурентов одними лишь пальцами. Ну да что-то я расчувствовался… такая вот она, тридцатилетняя война современности.

Источник: iphones.ru

Лучшее для себя